Коммерческие тендеры - как проводят, как в них участвовать

Коммерческие тендеры представляют собой форму публичных закупок, при которой компании или организации приглашаются участвовать в конкурентных предложениях для предоставления определенных товаров, услуг или выполнения работ. Этот формат часто используется государственными учреждениями, крупными корпорациями или другими организациями для выбора наилучшего поставщика или подрядчика.

Различия между коммерческими и государственными тендерами обусловлены основными характеристиками, а также участниками процесса закупок:

  • Заказчик. Государственные тендеры проводятся государственными или муниципальными организациями для выбора подрядчиков или поставщиков товаров или услуг для государственных или муниципальных проектов, программ. Коммерческие тендеры проводятся частными компаниями или корпорациями для выбора поставщиков или подрядчиков на основе их коммерческих потребностей;
  • Прозрачность, открытость. Государственные тендеры обязаны соблюдать строгие правила прозрачности и открытости, чтобы обеспечить равные возможности для всех участников, а также предотвратить коррупцию. Закупки на коммерческой основе имеют более гибкие правила и процедуры, которые зависят от внутренних политик и стратегий компании. Регламент коммерческих закупочных мероприятий регулирует на законодательном уровне Гражданский кодекс, а также общие положения Федерального закона «О защите конкуренции»;
  • Финансирование. Госзакупки финансируются из бюджетных средств, они нацелены на решение государственных задач. Коммерческие закупки финансируются частными компаниями, они ориентированы на обеспечение коммерческих потребностей, например, закупки товаров для продажи или выполнения проектов для клиентов;
  • Правовая основа. Государственные тендеры обязаны соблюдать законодательство о государственных закупках и другие правовые акты, которые регулируют процедуры торгов. Аналогичные коммерческие мероприятия регулируются внутренними политиками и процедурами самого оператора площадки;
  • Участники. Государственный тендер открыт для всех заинтересованных поставщиков, которые соответствуют установленным требованиям. Коммерческие могут быть ограничены или приглашать только предварительно отобранных поставщиков;
  • Цели и результаты: Государственные тендеры направлены на реализацию государственных или муниципальных программ и проектов, общественных запросов или выполнение государственных функций. Коммерческие закупки нацелены на обеспечение интересов негосударственных организаций, повышение эффективности бизнеса, выполнение запросов клиентов и всего рынка.

Основная цель коммерческих торгов или тендера - обеспечить честный и прозрачный процесс закупки, который позволяет выбрать лучшего поставщика или исполнителя на основе определенных критериев. Участие в таких мероприятиях дает возможность продемонстрировать свою конкурентоспособность, а также получить новые бизнес-возможности.


Потенциальные участники

В коммерческих тендерах может участвовать любая компания или индивидуальный предприниматель, которые соответствуют указанным требованиям заказчика, обладая квалификацией и опытом для выполнения условий тендерной документации.

Основные участники коммерческих торгов или тендера:

  • Крупные компании, корпорации. Крупные предприятия с большим опытом, широким влиянием на рынке и значительными ресурсами часто участвуют в торгах для закупки товаров или услуг на большие суммы;
  • Малый или средний бизнес. Малые и средние компании могут также участвовать в тендере, предлагая свои товары или услуги для выполнения бизнес-запросов;
  • Индивидуальные предприниматели. ИП, занимающиеся предоставлением товаров или услуг, также могут быть участниками, если их предложение соответствует условиям контракта;
  • Самозанятые. Самозанятые граждане также могут участвовать в тендере при соответствии тендерным требованиям и отсутствии ограничений, связанных с лицензированием;
  • Поставщики или подрядчики также могут также участвовать на конкурсной основе для получения контрактов на предоставление своих товаров или услуг;
  • Производители и дистрибьюторы. Производители товаров или дистрибьюторы, имеющие право на продажу определенных брендов или продуктов, могут участвовать в тендерах для расширения своей базы клиентов.

Условия и требования для участия в тендере, процедура проведения указываются заказчиком в тендерной документации. Потенциальные участники должны тщательно изучить условия, а также предоставить необходимые документы и информацию, чтобы быть допущенными к соперничеству за контракт. Строгие ограничения накладывает требование к наличию лицензии или других разрешительных документов для ведения некоторых видов деятельности.


Виды тендеров коммерческого типа

Частные закупочные мероприятия можно разделить на два основных вида:

  • Открытые: все заинтересованные компании могут подать заявку и участвовать в конкурсе. Этот тип обычно предполагает наибольшую конкуренцию и доступность для любых участников, соответствующих условиям контракта;
  • Закрытые: только компании, получившие приглашение от заказчика, могут участвовать в тендере. Этот тип используется в случаях, когда заказчик хочет ограничить число участников или работать с определенными поставщиками.

Открытые тендеры проводятся с размещением информации о будущей закупке в открытых источниках, доступных любому исполнителю. Компании или отдельные предприниматели, которые хотят участвовать, должны зарегистрироваться на торговой площадке для подачи заявки на участие в отборе. При проведении отбора для закупки открытого типа на собственном сайте компании заявители должны зарегистрироваться на нем.

Закрытые тендеры ограничивают круг участников, позволяя заказчику строго фильтровать потенциальных исполнителей или поставщиков. Информация о таких закупках обычно не размещается в открытых источниках - она направляется сразу к потенциальным конкурсантам.

Есть также деление закупок по способу их организации:

  • Аукционный формат с выбором исполнителя, предложившего лучшую цену;
  • Конкурсный формат, при котором учитывается не только цена, но также другие критерии;
  • Конкурсное предложение: заказчик приглашает участников предоставить предложения на выполнение определенного проекта или услуги без торгов;
  • Рамочное соглашение с несколькими поставщиками, которое позволяет получать товары или услуги в нужный период;
  • Двухэтапный формат: состоит из двух этапов - предварительной квалификации и подачи предложений от отобранных участников;
  • Упрощенная одноразовая закупка для конкретного заказа или проведение проекта, которая не предполагает долгосрочного сотрудничества.

Виды площадок для проведения торгов

Электронные площадки, где размещаются предложения для потенциальных исполнителей, делятся условно на несколько категорий в зависимости от условий для участников. Самая крупная – общие электронные торговые ресурсы, где собраны сотни заказов разных типов как для коммерческих, так и для госзакупок.

Эти ЭТП универсальны и обычно имеют гибкую политику в отношении участников, а также простую регистрацию. Проведение торгов также возможно на специализированных торговых площадках или отраслевых ЭТП. Здесь размещаются тендеры для конкретных областей бизнеса либо для закупки отдельных товаров. Такие порталы могут быть отдельными ЭТП или быть ответвлением крупного аукциона. Региональные ЭТП объединяют закупки по регионам, облегчая поиск исполнителей или заказчиков для работ, связанных со спецификой региона.

Например, для подбора исполнителя, знающего местные природные особенности или действующие специфические юридические условия для определенной деятельности. Частные ЭТП создаются крупными корпорациями или сетями для проведения собственных торгов. Для многих небольших предприятий победа в таком тендере становится началом для успешного развития бизнеса и дальнейшего сотрудничества.


Преимущества участия в коммерческих тендерах и минусы

Не все исполнители могут участвовать в госзакупке – часто для этого нужен соответствующий опыт, а также соответствие другим критериям для допуска к конкурсу. За уклонение от проведения сделок госзаказчики могут внести неудавшегося исполнителя в реестр ненадежных партнеров. Участие в коммерческих тендерах позволяет компаниям или индивидуальным предпринимателям улучшить свою репутацию и получить другие преимущества для развития:

  • Новые возможности для расширения бизнеса и увеличения клиентской базы. Победив в тендере, исполнитель получает контракт на предоставление товаров или услуг, что может значительно повысить объем продаж;
  • Победив в тендере, победитель получает стабильные заказы на определенный период времени, что обеспечивает более предсказуемый доход, позволяя планировать бизнес на будущее;
  • Участие и победа в успешных тендерах способствуют улучшению репутации, укреплению доверия клиентов. Это может привести к привлечению новых партнеров, а также повышению лояльности существующей базы;
  • Дает репутационное преимущество перед конкурентами, которое может быть использовано при привлечении новых клиентов, заключении сделок;
  • Дает возможность работать с крупными клиентами и корпорациями, что способствует расширению деловых связей, увеличению опыта работы;
  • Участие в различных тендерах позволяет компании разнообразить портфель заказов, что снижает риски и зависимость от одного клиента или рынка;
  • Успешное участие в закупочных торгах может дать компании доступ к новым рынкам, которые ранее были недоступны;
  • Стимулирует профессиональный рост: участие в закупках требует от компании разработки высококачественных предложений и стратегий, что стимулирует уверенное развитие бизнеса, его возможное расширение;
  • Участие в тендерах ставит высокие стандарты для продукции или услуг, что способствует их улучшению;
  • Способствует повышению профессиональной компетенции: участие в закупках требует от компании обновления знаний, способствует повышению ее конкурентоспособности, готовности к новым вызовам.

Участие в коммерческих тендерах представляет важную стратегию для развития бизнеса, обеспечивает стабильный поток заказов, стимулирует рост компании на рынке. Но для успешного проведения нужно тщательно изучать требования заказчика, разрабатывать качественные предложения, подходить к процессу профессионально и ответственно.

Участие в коммерческих тендерах может быть сопряжено с некоторыми минусами или рисками. Подготовка к проведению часто требует значительных затрат рабочего времени и выделения части бюджета. Компании приходится тратить ресурсы на разработку предложения, участие в пред тендерных мероприятиях. В условиях высокой конкуренции победить может быть сложно, даже если участник предлагает услуги или товары высокого качества.

Каждый тендер имеет свои требования и условия, с которыми компании предстоит справиться для участия и потенциальной победы. Иногда это может потребовать значительных изменений в организации административной работы или производства. Для компании-потенциального участника коммерческих закупок важно всесторонне оценить риски и преимущества, связанные с каждым тендером, чтобы принять решение на основе своих реальных возможностей, стратегических целей. Иногда предприятиям требуется консультация экспертов в области закупок для упрощения проведения сделок в тендерных мероприятиях и снижения рисков, связанных с отказом заказчика от сделки. Тщательная подготовка к проведению упрощает регистрацию на ЭТП и позволяет найти новые возможности для развития.